Чип и Ден Хиз, - "Ловушки мышления".

Скучали по нашей рубрике “Развивайся с Megalove” ?
Сегодня наш консультант по отношениям, Вероника, познакомит нас с книгой Чипа и Дена Хиз – “Ловушки мышления”.

Эта книга об ошибках, которые мы совершаем, когда принимаем решения. Почему уверенные в диагнозе врачи ошибаются в 40% случаев, почему опасно слишком полагаться на интуицию, почему 88% новогодних клятв не исполняется – о таких вот штуках размышляют авторы и делятся результатами своих исследований и наблюдений.

Пройдемся по основным полезным тезисам «Ловушек мышления».

Когда мы собираемся принять какое-то решение, то неизбежно сталкиваемся с четырьмя незаметными «врагами». Вот они:

– Стремление выбирать в узком спектре. Наше сознание лениво и поэтому часто навязывает нам рамки, заставляя выбирать из двух вариантов там, где этого делать не стоит. Например, нам ближе «Должна ли я прекратить отношения – да или нет?», хотя правильнее было бы смотреть на эту проблему как «Можем ли мы улучшить наши отношения и как это сделать?».

– Подтверждение предвзятости. Мы очень быстро составляем мнение о чём-то, в чем на самом деле не разбираемся. И как только у нас появляется предубеждение, мы не стремимся к объективности, мы просто ищем информацию, которая подтвердит нашу установку.

– Эмоции. В 1985 году руководство компании Intel столкнулось со сложной проблемой. У них было два продукта – память и микропроцессоры. Память была самым первым товаром, с которым Intel вышел на рынок и на протяжении почти 15 лет это был основной источник прибыли. Но к 85 году у компании появилось множество конкурентов. Больше того, появилась информация о том, что в японские компании также активно включились в производство памяти – и их продукт лучше того, что делал Intel. Фактически руководство Intel оказалось перед выбором:

  • построить новые заводы, включиться в «гонку вооружений» и надеяться задавить других конкурентов;
  • заняться обслуживанием специализированных рынков, куда не доберутся японцы;
  • или начать разрабатывать передовые технологии.

Хуже всего было то, что пока шли дебаты, конкуренты начали захватывать рынок и фактически каждый день промедления означал финансовые потери. Единственной статьей, которая приносила компании доход оставалось производство микропроцессоров. И тогда, после долгих колебаний и споров, руководители компании решили посмотреть на ситуацию свежим взглядом. Отказаться от «пятнадцатилетних традиций» и представить, что на них не давят обстоятельства, а сами они только-только устроились на новую работу. После этого мысленного эксперимента, компания Intel объявила, что полностью останавливает работу над памятью и переключается на разработку микропроцессоров.

И сегодня, спустя 34 года, вы можете убедиться, что они приняли верное решение. Это случилось исключительно потому что руководители Intel сумели перебороть эмоциональное давление привычных идей.

– Наконец последний, четвертый враг решений. Тут уместно привести еще одну коротенькую историю. Как-то давным-давно британская студия Decca Records отказалась от сотрудничества с группой молодых парней. Представителям студии не понравилось звучание. Decca были топовой студией, настоящими лидерами рынка. Они точно знали, что нужно их потребителям. Так вот, группа которой они отказали, называлась The Beatles.

Почему они так ошиблись? Все просто – когда мы представляем себе будущее, то опираемся только на ту информацию, что у нас перед глазами. Мы даже не представляем сколько всего остается в тени. Другими словами, мы не знаем насколько мы на самом деле невежественны. И наша самоуверенность нас подводит.

Как противостоять этим «врагам»?

– Смотрите на ситуацию широко – не позволяйте загонять себя в ловушку «да или нет». У нас больше возможностей, чем кажется на первый взгляд. Старайтесь мыслить в категории «то и другое», а не «то или другое». Ищите тех, кто уже сталкивался с вашей проблемой и решил её. Анализируйте конкурентов;

– Проверьте предположения в реальных условиях – не зацикливайтесь на чем-то одном, рассматривайте несколько возможных вариантов. Чтобы противостоять возможным предубеждениям, постарайтесь изучить противоположную точку зрения. Кстати, именно с этой целью в некоторых организациях существуют полуформальные должности «адвокатов дьявола», задача которых аргументированно критиковать общую точку зрения.

Также иногда полезно заставить себя совершить преднамеренную ошибку, чтобы проверить свою гипотезу. Например, в ходе одного исследования выяснилось, что 20% женщинам их будущие мужья при первой встрече не понравились. Такая вот статистика)

– Дистанцируйтесь от эмоций – попробуйте посмотреть на своё решение, используя правило «10/10/10». Как вы будете относиться к нему через 10 минут после принятия. А через 10 месяцев? А через 10 лет? Такой взгляд «с высоты» позволит приглушить мгновенные эмоции. Еще один хороший способ преодолеть эмоции – спросить себя, «как эту проблему решит мой приемник?». Таким образом вы снимите с себя накопившийся груз ответственности и сможете более трезво посмотреть на ситуацию;

– Учитывайте возможность ошибки, готовьтесь к ней – всегда нужно допускать вероятность, что вы чего-то не знаете. Просто будьте к этому готовы.

Заполнить анкету